Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 69 города Пензы

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Туристическая карта

1 страница проекта "Радуга времен"

2 страница проекта "Радуга времен"





Видеоролик - представление нашего проекта



Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими глазами,
Всё воспринять – и снова воплотить.
Максимилиан Волошин.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69 города Пензы

Адрес

ул.Терновского, 168 г., Пенза, 440058

ФИО руководителя команды

Дергунова Инна Викторовна, учитель русского языка и литературы;

Новикова Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания

Состав школьной команды -участников проекта (ФИ, класс)

Учащиеся 6 «А» и «Б» классов

Алексеев Егор

Алмакаева Лиана

Горынина Мария

Дмитриев Сергей

Катышев Дмитрий

Куликова Дарья

Михальцов Александр

Савинова Екатерина

Селькаева Эльмира

Шнайдер Валерия

Атагишиев Артем

Гречишникова Анастасия

Грошева Юлия

Гагарина Александра

Назаркина Валентина

Петрова Виктория

Разоренова Анастасия

Вальсков Дмитрий

Панков Александр

Кузина Виктория

 

 

Название проекта

Проект двухдневного экскурсионно-краеведческого маршрута «Радуга времен»

 

Телефон и E-mail руководителя команды

тел./факс (8412) 93-61-76,Е- mail: skool69@sura.ru, skool69@penza.com.ru

 

Ссылка на web-страницу «туристическая карта» на сайте о/у в Интернете.

http://school69.ucoz.ru/index/turisticheskaja_karta/0-154


Содержание проекта

1. Актуальность проекта.

2. Основания для разработки проекта.

3. Тема, цели и задачи проекта.

4. Планирование проектной деятельности.

4.1. Этапы реализации проекта
4.2. Программа проектной деятельности.
4.3. Разработка карты и туристического маршрута.
4.4. Текстовая, фото- и видеоинформация по маршруту.
4.5. Экскурсионные мероприятия.

5. Турпродукт

Актуальность проекта

Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности учащихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания школьниками окружающей его социальной действительности.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повсеместному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. Одним из эффективных средств воспитания и развития детей и подростка является экскурсионно-краеведческая деятельность.
Данное педагогическое средство обладает следующими возможностями:
- способствует активному и творческому использованию свободного времени;
- создает возможности для формирования круга общения на основе общих интересов и духовных ценностей;
- позволяет учащимся удовлетворять свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы и исследовательские потребности;
- предоставляет свободу выбора, что способствует гармоничному и творческому развитию личности;
- учащиеся имеют возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для создания любительских фильмов, электронных фотоальбомов, ученических презентаций для представления их на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях.
Система экскурсионно-краеведческой деятельности обеспечивает комплексное освоение окружающей действительности (природы, культуры, истории, экономики), ориентацию на духовные ценности общества, повышение туристско-краеведческого мастерства и физической подготовки учащихся.

Основания для разработки проекта

Много неразгаданных тайн хранит в себе Сурский край и не каждому их открывает. Лишь только тот, кто вслушается в шелест листвы вековых лесов и рассветную тишину над Сурским морем, узнает душу этой земли, навсегда сохраняя в своем сердце то счастье, которое испытывает свободный, влюбленный в жизнь человек.
Мы живем в мире, где правят время и скорость, бетонные коробки и длинные полотна автотрасс. Наша повседневная жизнь окутана серой дымкой выхлопных газов и шума дневного города. Но стоит отъехать буквально сто километров от крупных городов в России и, словно, попадаешь совсем в другой мир. И в этом мире есть множество мест - небольших городов, деревень, сел и поселков, которые, может, не очень приметны на фоне их более знаменитых соседей, но они тоже сыграли свою определенную роль в жизни России и нашей жизни тоже.
Малая Родина... Что же это такое? Где ее границы? Откуда населенные пункты получили свое названия? Какова история сел и деревень, затопленных водами Сурского водохранилища? Какие народы проживали на этой территории, их трудовая деятельность? Чем привлекателен в настоящее время образ малой родины?
В результате поиска ответа на эти вопросы возникла идея создания проекта экскурсионно-краеведческого маршрута по памятным местам нашего края «Радуга времен».

Цель проекта – изучение истории родного края с древнейших времен до наших дней с целью формирования привлекательности образа малой родины и развития туристско-краеведческой деятельности.
Исходя из цели, мы определили задачи нашего проекта:
1. Определить объекты исследования;
2. Выявить особенности объектов, их роль в общей культуре края;
3. Составить максимально удобный маршрут и подготовить экскурсоводов;
4. Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, народным традициям, обычаям, обрядам, традиционным промыслам у учащихся и жителей населенного пункта;
5. Уметь работать в команде, развивать и совершенствовать коммуникативные навыки, культуру речи и общение с различными аудиториями среди участников проекта.

Планирование проектной деятельности

Проект предлагается реализовать в 3 этапа:
1 ЭТАП: исследовательский (апрель – июнь 2013 г.); - организация групп по интересам, выбор тем учащимися; сбор и анализ информации (литература по теме, интернет - источники, СМИ), составление туристического маршрута;
2 ЭТАП: экскурсионный (июль – декабрь 2013 г.) – экскурсии по предполагаемому маршруту, встречи с людьми, проведение мероприятий;
3 ЭТАП: проектный (январь – март) - разработка турпродукта (презентация проекта, его оценка, создание виртуальной экскурсии, публикация на сайте школы, в интернете, оформление памятного буклета).

Направления проектной деятельности

Краткое описание
Срок Этап
1
    Для осуществления проектной деятельности учащиеся разделились на группы по направлениям:
  1 группа – экскурсионное бюро (сбор и анализ информации по намеченному маршруту, интервьюирование живых свидетелей изучаемых событий: фотографии, предметы быта, воспоминания жителей, интервью со старожилами, беседы);
  2 группа – туроператоры (разрабатывают логистику туристического маршрута, время на движение и остановки, организацию экскурсий, транспортные услуги);
  3 группа – экономисты - аналитики (просчитывают проезд, проживание, питание);
  4 группа – техники-аниматоры (дизайн, информативность, насыщенность содержания).
  Поиск и заготовка необходимого материала.
  Проведение исследований. Промежуточный отчет участников о проделанной работе.
  Изготовление маршрутных указателей.
  Составление экскурсионных текстов и сценариев.
  Апробация и корректировка индивидуальных заданий и исследовательских работ.
апрель

июнь
Исследовательский
2
  «Страницы истории от малой родины (микрорайона Терновка) до населенных пунктов на берегу Сурского водохранилища»
  (экскурсия по маршруту «Радуга времен» с проведением мероприятий)
июль

декабрь
Экскурсионный
3
     Реклама разработанного маршрута
  - виртуальная экскурсия «Радуга времен» для учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ № 59,60, 69;
  - классный час в форме устного журнала «Здесь жизни исток, народов судьба, окраина Пензы
   – Терновка моя!» для учащихся 5-8 классов;
  - занятие-игра для младших школьников «Быт, обычаи, традиции народов Пензенского края»;
  - школьная научно-практическая конференция выступление на тему «Образ малой родины: прошлое и настоящее».
  Представление турпродукта
январь

март
Проектный


Состав экскурсантов:
Целевой аудиторией данной экскурсии являются учащиеся 6-9 классов городских и сельских школ, а также отдыхающие санатория «Березовая роща», которые желают познакомиться с историей и основными достопримечательностями сел, расположенных вдоль Сурского водохранилища пошаговой доступности, не обращаясь к услугам профессионального экскурсовода.

Карта маршрута «Радуга времен»:

1. Достопримечательности маршрута



2. Туристическая карта маршрута



Экскурсионный маршрут
«Радуга времен» (группа 20 человек + 4 сопровождающих)
1 день

8.00 – Общий сбор у МБОУ СОШ № 69, расположенной в микрорайоне Терновки (южной окраины Пензы). От школы экскурсанты идут на улицу Пушкари – исток, начало образования села Терновка. (По пути следования экскурсовод рассказывает о фактах из истории основания села Терновки - продолжительность 15 мин.)
8.15 – улица Пушкари (на улице Пушкари экскурсовод демонстрирует особенности архитектуры домов; организует встречу со старожилами села о происхождении названия - продолжительность 15 мин.)
8. 30 – храм во имя Николая Чудотворца в центре микрорайона Терновки. (историческая справка из истории церкви)
(По предварительному заказу – посещение церкви - Продолжительность – 30 мин.)
9.00- продолжение маршрута – идем пешком улицами Терновки до ост. Гидрострой - продолжительность 30 мин.)
9. 30 - отъезд на общественном транспорте Пенза – Алферьевка (продолжительность - 30 мин.)
10.00 – прибытие в село Алферьевка (рассказ экскурсовода об истории и сегодняшней жизни Алферьевки, о монументе Славы возле школы – продолжительность 45 мин)
10.45 – посещение мордовского могильника 2 – 4 вв н.э. селиксенско-трофимовского типа на пришкольной территории – продолжительность 25 мин.)
11.10– идем на самую высокую точку Сурского водохранилища (рассказ экскурсовода о строительстве Сурского водохранилища, сооружении платины на реке Сура; о селах, попавших в зону затопления; о названии Божьей горы, об одной из остановок на реке Сура Великого шелкового пути – продолжительность 45 мин.)
11.55 –по дороге Алферьевка – Казеевка держим путь до села (рассказ экскурсовода об истории села Казеевка – продолжительность 10 мин.)
12.05 - уходим вправо от дороги в сторону крестьянско-фермерского хозяйства ООО « Надежда» (экскурсия по фермерскому хозяйству, реализующего проект по разведению черного африканского страуса, коз, лошадок. Дегустация продукции. Перекус –продолжительность – 55 мин.)
13.00 – идем лесной дорогой к санаторию « Березовая Роща» - продолжительность – 10 мин.
13.10- 15.00 - привал на краю леса у ручья «Белый родник», разбиваем бивак. Ставим палатки, разжигаем костер, готовим обед –продолжительность 1 ч. 90 мин.
15.00 -18.00 – тур конкурсы, игры (продолжительность – 3 часа)
18.00 - 19.30 - ужин (продолжительность – 2 часа)
19.30 - 21.30 – проведение мероприятий(продолжительность – 2 ч.)
21.30 - 22.00 – подготовка к отбою. Отбой (продолжительность – 30 мин.)
22.00 - 6.30 - сон

2 день

6.30- подъем, туалет, зарядка.
7.00 – 8.00 - завтрак
8.00 - 9-30 сбор и отправка на рейсовом автобусе ост. сан. «Березовая роща» – ост. Гидрострой.
10.30 - путь до школы улицами Терновки, обмен впечатлениями об экскурсии.
11.00 – Школа № 69. Окончание похода.

Нитка маршрута:

г. Пенза (Терновка) - с. Алферьевка- с. Казеевка, - санаторий «Березовая роща» - Пенза (Терновка).
Протяженность – 29, 5 км.
Продолжительность - 2 дня.
Вид: пешеходный.
Категорийность: поход выходного дня.

1. Маршрут экскурсии «Радуга времен» начинается от МБОУ СОШ № 69, расположенной в микрорайоне Терновки (южной окраины Пензы). От нее экскурсанты направляются на улицу Пушкари, которая является началом образования населенного пункта. По пути следования экскурсовод (группа «Экскурсионное бюро») рассказывает о фактах из истории основания села Терновки. ТЕРНОВКА (Никольское, Монастырщина) Пензенского района Пензенской области.
Многие, проезжая через Терновку, задумываются: откуда взялось это название? Как и когда образовался населенный пункт?
В «Очерках истории Пензенского края» говорится: «В связи с застройкой центральной части города Пензы потомки бывших защитников пограничной крепости – пушкарей, воротников, конных и пеших солдат были насильно переселены с обжитых мест на окраины и за черту города. Так возникли села Терновка, Веселовка, Кривозерье». Авторы очерка говорят о том времени, когда в 1780 году Пенза стала центром наместничества. Они утверждают, что в связи с этим в конце 18-го начала 19-го веков в городе развернулось строительство правительственных учреждений, торговых и питейных домов, церквей, и беднота стала выселяться из Пензы. Такого же мнения придерживается и краевед А.А.Дорогов в рукописи, хранящейся в фондах областного краеведческого музея.
А в одном из документов фонда Пензенского наместничества в государственном архиве нашей области Терновка упоминается в 1780 году: «По округу Пензенское село Никольское – Терновка тож, 327 жителей экономических крестьян (коронных)». Так кто же жители Терновки? Совершим экскурс в прошлое.
В начале 18 века Петр 1 решил ограничить политическое и экономическое влияние церкви и за счет нее пополнить государственную казну. В это время одна пятая часть всех крепостных крестьян принадлежала монастырям. В Пензе было два монастыря: Спас- Преображенский мужской монастырь, основанный в 1669 году, и женский Троицкий монастырь, основанный в 1702 году. К какому же из монастырей принадлежала Терновка? Судя по сохранившемуся в документах описанию владений монастырей, территория нынешней Терновки принадлежала Троицкому монастырю, хотя само село в 1702 году не упоминается. Возможно, в период заселения оно стало называться жителями Терновкой, а официальное название получило Никольское, так как здесь была построена церковь в честь Николая-чудотворца.
Есть и другие предположения. Село Терновка основано как вотчина Высокопетровского монастыря в 1694 году (Мясников, с. 188). Среди грамот Коллегии экономии (РГАДА) есть запись от 18.2.1701 года солдата Выборгского полка Давида Филатовича Лачинова архимандриту Саранского Петровского Высокого монастыря, в которой Лачинов выразил желание поступить в пользу монастыря своей землей по реке Пензе. В 1717 году – село Никольское, Терновка тож, владение Петровского Высокого монастыря.
Таким образом, возникновение населенного пункта можно отнести к концу XVII века.
Что же касается названия «Терновка», то сейчас документально обосновать его невозможно. Некоторые краеведы утверждают: «Терн – кустарниковое растение, место, изобилующее терновником. Но, поскольку название появилось одновременно с монастырем, не исключено, что оно имело религиозный прототип: терновый венец, возложенный на главу Иисуса Христа».
Однако в легендах старожилов говорится, что вокруг Терновки были густые заросли колючих кустов. Поэтому и появилось название – Терновка. Может быть, и в этом кроется отгадка…
А, например, в «Списке населенных мест Пензенской губернии» на 1864 год написано: «Терновка (Монастырщина, Никольское), село казенное. Расположено при реке Пензе, по левую сторону Саратовского тракта…». Как видим, на первом месте стоит нынешнее название – Терновка. Не прижились официальное название Никольское и «уличное» название Монастырщина. Уже через 4 года в справочниках они совсем не упоминаются. Сама жизнь сохранила наиболее поэтическое название села – Терновка.
В 70-х годах Терновка – районный центр, большое пригородное село. Имелись 2 школы, 5 детских садов, больница. Был построен Дом культуры.
По асфальтированному шоссе автобусы и троллейбусы связывали село с центром Пензы.
29 ноября 1979 года Терновка включена в состав Первомайского района города Пензы.

2. Улица Пушкари
На улице Пушкари экскурсовод демонстрирует особенности архитектуры домов, достопримечательности. В нашем микрорайоне Терновка есть много улиц, некоторые получили свое название при возведении новых домов, другие были переименованы, а вот одна из улиц сохранила свое название со времен возникновения села Терновки. Знаете ли вы эту улицу?
Это улица Пушкари – старинная в Терновке, ее исток. Добротные дома с резными окошками и крылечками, внизу протекает река Пензятка. Улица находится на высоком месте Терновки, откуда виден весь город. Расположена улица Пушкари в живописном уголке села в западной части.
- В чем же секрет названия улицы? (О происхождении названия улицы Пушкари экскурсовод предлагает экскурсантам побеседовать с людьми, проживающими на этой улице.)
- Мнения людей, связанные с ее названием, очень разносторонни. Для того чтобы уточнить происхождение названия, давайте спросим у старожилов этой улицы о ее названии.
Зотов Михаил Васильевич проживает на этой улице с 1935 года.
- Михаил Васильевич, что Вам известно о происхождении названия улицы?
- Я считаю, что название улицы связано с переселением с конца XVII века, когда в западную часть Терновки были выселены из Пушкарской слободы Пензы служилые люди – Пушкари, которые в крепости города являлись одной из самых главных сил. Пушкари-солдаты, отвечающие за боеготовность пушек.
А вот Бахарева Любовь Викторовна. Она проживает на этой улице с 1957 года.
- Любовь Викторовна, что вы можете сказать о таком необычном названии улицы Пушкари.
- Вы знаете, о названии улицы помню еще от своих родителей. В длинные, зимние вечера они рассказывали, что на этой улице жили люди, которые отливали из чугуна и стали пушки. За это их величали пушкарями. В их честь улица и получила название Пушкари. Следовательно, название улицы связано со словом «пушка» и людьми, отвечающими за ее боеготовность.
Жители, поведавшие нам историю своей улицы, гордятся ей.



3. Затем экскурсанты идут к храму во имя Николая Чудотворца, который расположен в центре микрорайона Терновки. Экскурсовод повествует о фактах из истории церкви.
- Храм был построен в 1847 году. В том же году состоялось освящение левого придела во имя мученицы Параскевы, нареченной Пятница. В 1850 году освящен главный престол во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, а в 1864 году - правый придел в честь святителя Тихона Задонского. В 1933 году храм закрыли, разместив в нем вначале склад, а затем кинотеатр «Сура». Завершение храма и колокольня были сломаны, В 1995 году здание вернули верующим, и началось восстановление храма. В 1998 году восстановили купол, а также соорудили ограду, В 2004 году расписали алтарь священными изображениями, а в следующем году установили новый иконостас.



4. Далее экскурсанты вдоль трассы Терновка- Аэропорт идут к остановке Гидрострой, откуда на автобусе общественного транспорта доезжают до села Алферьевки Пензенского района.



Вдоль березовых посадок экскурсанты направляются к берегу Сурского водохранилища к памятнику археологии «Древнемордовский могильник».
По пути экскурсовод знакомит туристов с историей возникновения села, с его достопримечательностями.
Село АЛФЁРЬЕВКА (Алферьевка, Никольское) Пензенского района Пензенской области. Село находится в 16 км от Пензы при дороге Пенза – Шемышейка, на склоне возвышенности левого берега Сурского водохранилища.
Населенный пункт Алферьевка основан в 1709 году Иваном и Александром Алферьевыми, а также Акимом Мещериновым, на речке Лемзяе. Позднее это селение получило ещё одно название Никольское (по церкви). Владели к концу 18 столетия селом Никольским - Алферьевкой знатные дворяне Васильевы, Ховрины, Н.В. и А.В. Алферьевы
С 1901 года с. Алферьевка по наследству принадлежало помещице Марии Алексеевне Тимофеевой. В Алферьевке и в селе Александровке она владела 738 десятинами земли. До революции в Алферьевке было две пивных, винная лавка, два частных бакалейных магазина, приходская церковь, дом, где молились староверы (кулугуры). В селе была церковно-приходская школа и называлась Алферьевская - Никольская школа. Она была одна на три села: Алферьевку, Камайку, Ключи. Школа была открыта в 1873 году. За 10 лет из её стен вышли 16 мальчиков. Девочки в школе не обучались.
Церковь перестала действовать в 1933 году, а через год, в 1934-м в этом здании была открыта Алферьевская семилетняя школа. Первый выпуск 20 учащихся Алферьевской семилетней школы состоялся в 1937 году.
Старый поповский дом был преобразован в клуб, где энтузиасты самодеятельного художественного творчества организовали драмкружок и начали ставить свои первые спектакли по произведениям Островского – «Бедность - не порок», «Свои люди - сочтемся», «Гроза», Толстого – «Власть тьмы», Пушкина – «Дубровский» и «Борис Годунов».
В годы Великой Отечественной войны на священную борьбу с врагом из села ушли на фронт 168 мужчин и 4 девушки. Линия фронта не дошла до Алферьевки, но веянье войны ощущалось очень явственно. В ночное время были светомаскировки, у телефона назначалось круглосуточное дежурство, почти в каждый третий дом стучался почтальон с похоронкой, а в некоторые – дважды и трижды.
Престарелые отцы и матери, жены, сестры и подростки, проводившие на фронт мужей, сыновей и братьев, взвалили на свои плечи неимоверную тяжесть мужской работы. Мало было на селе тракторов и лошадей, потому что они понадобились фронту. Поэтому большую часть всех сельскохозяйственных работ приходилось выполнять вручную.
Во всем этом проявлялись патриотизм и единство советского народа.



1 страница проекта "Радуга времен"

2 страница проекта "Радуга времен"

Календарь
«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Полезные ссылки

МБОУ СОШ № 69 г. Пензы © 2009 - 2020